Директор-Инфо №13'2008
Директор-Инфо №13'2008
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Бюджетный наказ правительству

Материал подготовил Анатолий Панков

Дмитрий Медведев подписал Бюджетное послание о бюджетной политике на период 2009–2011 годов.

Послания — это обычная работа для российского президента. Но отличие нынешнего послания в том, что новый президент дает указания предыдущему президенту, своему старшему товарищу по «тандему». И это тем более заставляет пристальнее вглядываться в детали будущей бюджетной политики. К тому же в условиях надвигающегося, как предполагает ряд специалистов, экономического кризиса. Пока же создается впечатление, что в центрах принятия решений нет общей позиции по вопросам о том, как планировать социальные расходы, что делать с НДС, с налогом на прибыль, а также о том, как снижать инфляцию, увеличивая государственные расходы и монополизацию экономики.

Дмитрий Медведев, президент РФ:

В Бюджетном послании ставится несколько задач для Правительства.

Во-первых, обеспечить устойчивость и сбалансированность бюджетной системы страны...

Во-вторых, принять все необходимые меры к снижению инфляции, соответственно, вернуться к тем ориентирам, которые мы перед собой ставили некоторое время назад. Для этого необходимо серьёзно заняться макроэкономическими показателями, заняться тем, что принято называть таргетированием. Надеюсь, что все необходимые решения для этого будут приняты и мы сможем добиться того, что сейчас так необходимо: во-первых, сохранить доходы для наших граждан, обеспечив необходимую платёжеспособность, и, во-вторых, снизить процентные ставки для бизнеса, что, вне всякого сомнения, имеет большое значение для делового климата в стране.

В-третьих, необходимо сформулировать устойчивый механизм пенсионного обеспечения на длительную перспективу...

Четвёртая, тоже весьма важная задача: у нас заканчивается переходный период во взаимоотношениях с муниципалитетами. Местное самоуправление уже выходит на новый уровень, и мы должны добиться также полноценной финансовой обеспеченности взаимоотношений, взаимодействия между субъектами Федерации и муниципальными образованиями...

В-пятых, мы должны заниматься эффективностью расходования бюджетных средств за счёт перехода к оказанию государственных услуг на основе государственного задания и нормативно-подушевого финансирования...

…Мы будем обязательно принимать меры, и уже их принимаем, — по снижению инфляции, в том числе по ограничению избыточных государственных расходов…

Владимир Путин, председатель Правительства РФ

Выстраивая бюджетную политику, необходимо твёрдо придерживаться следующих принципов.

Во-первых, в условиях возрастающей неопределённости в мировой экономике мы должны действовать максимально аккуратно. Следует быть готовыми к любому развитию ситуации на глобальных рынках, разумеется, включая и негативное.

Во-вторых, бюджетная политика должна быть активной. Нужно максимально эффективно использовать все имеющиеся возможности для решения стоящих перед страной социальных и экономических проблем.

Важнейшая задача — это, конечно, снижение инфляции до однозначной цифры в ближайшие годы. И здесь особая роль принадлежит бюджету, как одному из основных инструментов обеспечения макроэкономической стабильности. Такой подход предполагает ограничение темпов роста необоснованных, неэффективных расходов. В последние годы мы запустили целый ряд новых программ и проектов, провели капитализацию институтов развития, взяли на себя очень большие социальные обязательства. Но необоснованная экономическая политика, необдуманная «бюджетная щедрость» могут нанести только ущерб и участникам экономической деятельности, и гражданам…

При этом общий объём ресурсов, который может быть направлен на реализацию новых бюджетных программ, жёстко задан Бюджетным кодексом. Речь идёт о сумме, превышающей 1 триллион рублей на 2009 год.

Решено сосредоточиться на развитии образования, здравоохранения, инфраструктуры, инновационном обновлении экономики, обеспечении обороны и безопасности страны. Дополнительные средства необходимо направить на реформирование системы оплаты труда федеральных бюджетников.

Алексей Кудрин, вице-премьер, министр финансов РФ:

Во главу угла в Бюджетном послании кладется эффективность бюджетных расходов. Такими темпами, которыми росли раньше, они теперь расти не могут. Это будет достойный прирост, в пределах прироста ВВП, то есть экономики, чтобы не вызывать инфляционных последствий. В 2008 году рост расходов уже определён: в соответствии с принятыми решениями он составляет 25 процентов. Это ниже, чем в прошлом году. В следующем году мы должны расти темпами не выше, а снизить темпы прироста. Средний прирост с 2009-го по 2011 годы желательно, чтобы снижался и соответствовал темпам прироста экономики. Бюджетные средства должны быть строго направлены по основным приоритетам — здравоохранение, инновации, инфраструктура, развитие сельского хозяйства, поддержка ключевых проектов в экономике.

Снижение НДС абсолютно деструктивное решение. Необходимо сосредоточиться на улучшении администрирования этого налога. НДС является нейтральным налогом, и изменение его ставки не приведет к структурной перестройке в экономике. Такие налоги и сборы, как НДПИ, экспортная пошлина и налог на прибыль, могут колебаться под влиянием различных факторов. Так, по прогнозам, в ближайшие три года налог на прибыль будет снижаться из-за роста тарифов и роста издержек предприятий, а также недостаточного роста производительности труда. При этом НДС будет устойчиво расти, и сборы по нему будут достаточно стабильными для бюджетной системы. Сборы от НДС устойчиво будут сохраняться на уровне 3,7 процента от ВВП.

Снижение ставки НДС означает снижение самого стабильного источника пополнения бюджета. Развитие налоговой политики во многих других странах сейчас идет по иному пути. Так, за последние 10 лет во многих странах НДС повышался и сейчас продолжает повышаться. При этом снижается налог на прибыль. Проблемы, связанные с глобализацией, открытостью экономики, международной торговой и экономической деятельностью России, требуют повышения конкурентоспособности нашей налоговой системы. Главный вопрос — это размер налога на прибыль, поскольку крупные компании выбирают страны с комфортными условиями по этому налогу. НДС является налогом на потребление. При этом в последние годы российская экономика растёт в основном за счет роста потребления. Внутреннее производство не может до конца удовлетворить растущий спрос, в связи с этим происходит значительный прирост импорта, по 40 процентов в год. Это приводит к снижению торгового баланса. В условиях такого существенного превалирования спроса над предложением снижение налогового пресса может усилить этот разрыв и создать дополнительные риски. Это означает не охладить перегрев, а подлить туда керосин.

Станислав Воскресенский, заместитель министра экономического развития РФ:

Минэкономразвития РФ давно настаивает на снижении ставки налога [НДС. — Ред.] до 12 процентов, и позиция ведомства в этом вопросе не изменилась. Данная мера будет носить стимулирующий характер, и, при росте собираемости налога до 80 процентов, через четыре года потери бюджета будут сведены к нулю. Ввести данную ставку НДС планируется с 2010 года. Снижение ставки этого налога облегчит запуск производственных мощностей и позволит ликвидировать дисбаланс спроса и предложения.

Любые предлагаемые меры в налоговой сфере должны оцениваться на предмет того, насколько они способствуют реализации задач инновационного сценария, и должны носить системный характер. И кроме того, должны быть направлены на усиление стимулирующей функции налоговой системы. Уже в этом году должны быть приняты несколько комплексных решений. Первое — унификация НДС на уровне 12 процентов. В ряде отраслей наблюдается дисбаланс спроса и предложения. Поэтому растут цены, порой превышая мировой уровень. Для ликвидации дисбаланса необходимо максимально облегчить запуск новых инвестиционных проектов. Снижение НДС — одна из мер стимулирования более быстрой реализации таких проектов. Второе — либерализация амортизационной политики. К примеру, повышение амортизационной премии, за что не раз высказывались и предприниматели. Третье — меры налоговой политики по стимулированию создания в России финансового центра. По всем этим направлениям решения, с высокой вероятностью, будут приняты до конца лета.

Юрий Васильев, председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам:

Поставлена четкая задача — снизить инфляцию до 6 процентов к 2011 году. На сегодняшний день самая высокая инфляция в годовом исчислении, по данным Евростата, зафиксирована в Латвии (17,7 процента), а самая низкая — в Нидерландах (2,1 процента). По инфляции в мире мы находимся где-то на среднем уровне. В поправках к трехлетнему бюджету, принятых недавно депутатами Госдумы в первом чтении, снижение инфляции предполагается к 2009 году на уровне 7,5 процента. На борьбу с инфляцией будет направлена специальная программа, разработанная Минфином. Возможно, будут урезаны расходы бюджета 2009 года. Чтобы сократить темпы инфляции, приняты другие реальные меры, но планка снижения до 6 процентов к 2011 году вполне реальна.

Политика в сфере межбюджетных отношений в ближайшие три года, как видно из Бюджетного послания президента, будет проводиться в двух направлениях. С одной стороны, надо снижать финансовую «опеку» территорий, а с другой — создавать им условия для эффективного управления собственной казной.

Пока же для российской системы межбюджетных отношений характерны высокая степень централизации средств на федеральном уровне и тенденция увеличения объёма финансовой помощи местным и региональным бюджетам. Так, за 2007 год все виды такой финансовой помощи увеличились на 34,1 процента по сравнению с 2006 годом. А в этом году объем финансовой помощи увеличен на 145 миллиардов рублей и составит около 930 миллиардов рублей.

В то же время в новой редакции Бюджетного кодекса за муниципальными образованиями закреплены обязанности, которые помогут наполнить местную казну. Это госпошлина за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления поселений и городских округов (раньше зачислялась в региональные бюджеты). И плата за пользование водными объектами в зависимости от права собственности (раньше она шла только в федеральный бюджет).

Руслан Гринберг, руководитель Института экономики РАН

Боюсь, что 6 процентов, о которых говорит Алексей Кудрин, не очень реалистичная цифра. Мы потихоньку входим в порочную спираль «цены — доходы — цены», из которой очень трудно выходить. С инфляцией нужно бороться прямо сейчас. Это не простая задача. Экспансия импорта на продовольственном рынке привела к тому, что мы стали очень уязвимы к всевозможным экономическим шокам, приходящим извне. Регулировать инфляцию с помощью ограничения спроса — малоперспективное дело. Наша политика должна быть направлена на увеличение производства, в первую очередь своего продовольствия.

Владимир Осаковский, экономист UniCredit Aton:

В Бюджетном послании президента не упоминается радикальная реформа НДС, которая активно обсуждалась весной. Отсутствие упоминания такого важного изменения налоговой системы может свидетельствовать о том, что президент РФ, по сути, отказался от плана реформирования НДС. Мы считаем, что, при наличии признаков перегрева экономики, России были бы крайне вредны любые значительные налоговые льготы, принимая во внимание, что Россия стремится понизить инфляцию. Однако перспективы любых будущих изменений в налогообложении прояснятся только осенью, когда федеральный бюджет будет рассматриваться законодательным собранием. В целом мнение президента РФ, судя по всему, находится под влиянием министра финансов Алексея Кудрина, и это может свидетельствовать о том, что более сдержанная бюджетная политика, за которую выступает Минфин, может получить политическую поддержку президента России. Кроме того, мы считаем данное событие положительным указанием на то, что в будущем вероятно проведение более ответственной экономической политики, что поддерживает наше положительное мнение о долгосрочных перспективах экономического развития России.

Владимир Тихомиров, старший экономист ФК «Уралсиб»:

В настоящем Бюджетном послании прослеживается большая социальная направленность бюджетных расходов. Разговор о национальных проектах идет давно, а в бюджетном послании такие акценты появились только сейчас. И второй момент, связанный со спецификой этого года, — это упор на необходимость сдерживания инфляции. Что касается основных направлений налоговой политики, то в период президентства Путина разговор о налоговой реформе, кроме первых лет, не шел. Считалось, что это вопрос более далекого будущего. Сейчас мы видим конкретные меры в этом направлении.

Елена Панина, зампред Комитета Госдумы по промышленности:

18-процентный налог на добавленную стоимость делает российскую продукцию неконкурентоспособной. 5-процентный налог с продаж полностью компенсирует потери бюджетной системы при отмене НДС. Если не будет принято решение по отмене НДС и замене его на налог с продаж, в России не будет развития ни малого, ни среднего бизнеса, ни промышленности, ни инноваций. НДС приводит к завышению стоимости отечественной продукции, делает ее неконкурентоспособной. Зарубежные компании, которые не платят НДС у себя, оказываются в более выгодных условиях по сравнению с российскими. В случае же замены НДС на налог с продаж последний будут платить как российские, так и иностранные производители. Кроме того, налог с продаж значительно легче администрируется.

Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики:

Снижение ставки НДС с 18 до 12 процентов губительно для страны. В условиях высокой инфляции, а также увеличения госрасходов снижение НДС — неправильная мера, лучше направлять средства от взимания этого налога на увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы.

Сергей Беляков, зампред налогового комитета РСПП:

Эффект, который даёт снижение НДС, не достигается альтернативными методами, в том числе и снижением налога на прибыль. Чтобы обеспечить сохранение у предприятий средств в том же объёме, налог на прибыль придется снизить до 9 процентов. Не думаю, что власти пойдут на это, особенно если учесть, что это не федеральный налог.

Не согласен и с утверждением, что НДС — нейтральный налог. Его снижение как раз направлено на обеспечение структурной перестройки экономики. Снижение НДС создаст стимул для развития перерабатывающих предприятий в машиностроении, лесопереработке и легкой промышленности, снизит нагрузку при реализации инвестиционных проектов. А от уменьшения налога на прибыль прежде всего выиграют прибыльные компании нефтегазового сектора. Ориентироваться на мировые тенденции тоже бессмысленно, так как перед российской экономикой стоят совершенно иные задачи.

Анатолий Аксаков, депутат Госдумы, президент Ассоциации региональных банков «Россия»:

Введение инвестиционной льготы по налогу на прибыль является более эффективной мерой по стимулированию производства, чем снижение налога на добавленную стоимость. НДС — это хорошо собираемый налог, нужный для бюджета, от него трудно отказаться. В качестве альтернативы снижению НДС можно ввести налоговые льготы для предприятий, осуществляющих инвестиции. Это будет способствовать абсорбированию денежной массы и является более эффективной мерой, чем снижение НДС. Я скептически отношусь к идее замены НДС налогом с продаж, поскольку данная мера потребует длительного переходного периода, а эффект от её введения будет ощущаться только в долгосрочной перспективе.

Дмитрий Абзалов, эксперт Центра политической конъюнктуры:

Предыдущее бюджетное послание, последнее от Владимира Путина, было триумфом главы Минфина Алексея Кудрина. Путин мог себе позволить сделать ставку на одно из министерств. У Дмитрия Медведева политически нет такой возможности. Поэтому он называет приоритетные направления расходования средств вслед за МЭР, но одновременно соглашается с Минфином, что госрасходы нужно снижать.

Максим Товкайло, обозреватель:

На посту президента Путин в последние два года подталкивал правительство и Госдуму к наращиванию госрасходов. Это, с одной стороны, стимулировало экономический рост, но с другой — подгоняло инфляцию. В 2006 году рост потребительских цен остановился на 9 процентах. Однако уже год спустя инфляцию еле остановили на рубеже 11,9 процента (хотя планировали 8 процентов). Именно на 2007 год, преддверие выборов депутатов Госдумы и президента, пришелся пик роста бюджетных расходов, что, по мнению вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина, и предопределило поражение правительства на антиинфляционном фронте. Это признал и Путин: именно по его поручениям из бюджета были профинансированы несколько новых программ и проектов, увеличены уставные капиталы госкорпораций, а также во внеочередном порядке проиндексированы выплаты бюджетникам.

Решиться на ужесточение бюджетной политики премьера Владимира Путина подтолкнул президент Дмитрий Медведев. В своем Бюджетном послании, направленном в правительство и Федеральное собрание, глава государства признал, что инфляция подрывает одновременно макроэкономическую и социальную стабильность, снижая во втором случае реальные доходы граждан. Бюджетная политика, по мнению Медведева, должна минимизировать инфляционные риски и поддерживать устойчивый экономический рост. В общих словах президент говорит о необходимости постепенного ослабления налогового бремени, в частности на малый бизнес и компании, работающие в нефтяном секторе. Впрочем, в документе подчеркивается: при снижении налоговой нагрузки следует учитывать долгосрочные последствия для экономики и доходной базы бюджетной системы. По сути, Медведев согласился с Кудриным, что снижение некоторых налогов, в частности НДС, может привести к существенному выпадению доходов бюджета, а это в условиях возможного падения цен на нефть сделает бюджет дефицитным.

Александр Мурычев, первый исполнительный вице-президент РСПП:

Выполнит ли Владимир Путин задание Дмитрия Медведева по снижению инфляции? Конечно, до 2011 года ещё есть время, чтобы принять какие-то государственные меры по системному регулированию процессов роста цен. Но все-таки, я думаю, с учетом нынешних событий на рынке и фактической неуправляемости инфляции подобное требование следует рассматривать скорее как пожелание. Ведь мы сейчас живем в 2008 году и видим, что все зависит не от правительства, а от ситуации, складывающейся на международных рынках. Куда Россия очень сильно интегрировалась, прежде всего по тем же самым продуктам питания. А здесь, если не будут создаваться условия для повышения деловой активности российского бизнеса внутри страны и для перераспределения переработки (в том числе продуктов питания) в экономику РФ, чудес ожидать не следует. Потом, если будет продолжаться рост цен на энергоносители, то это, естественно, тоже будет отражаться на инфляционном процессе. Наконец, необходимо менять и денежно-кредитную политику, что связано прежде всего с пересмотром концепции по поддержке курса рубля.

Борис Немцов, политик:

Путин не способен справиться с инфляцией. Ведь его философия заключается в монополиях: в экономике, в бизнесе, в политике — везде. А монополизация всего на свете — медиарынка, бензинового рынка, строительной отрасли — очень опасна для страны, да и как раз влечет за собой рост цен. Поэтому, чтобы процесс остановить, нужно увольнять Путина. Так как кроме сказанного можно вспомнить ещё непомерные и крайне неэффективные государственные расходы (в частности, за восемь лет расходы на госаппарат и силовую составляющую увеличились в 10 раз). Расходы растут на всё без исключения. Но когда государство тратит деньги направо и налево, это не может не приводить к инфляции.

Евгений Гавриленков, управляющий директор группы компаний «Тройка Диалог»:

У правительства есть реальные возможности выполнить свои планы по снижению госрасходов, рост которых накануне выборов вышел «за пределы разумного». Наконец, идет возврат к прежнему курсу. Бюджетные расходы, конечно, важны, однако если они увеличиваются на 40 процентов, то инфляция никак не может быть ниже 10 процентов. В то же время, задавать параметры будущих бюджетных расходов в процентном выражении не совсем корректно, логичнее было бы апеллировать к номинальным суммам. В этом случае стала бы яснее картина и в отношении темпов роста ВВП, которые сейчас раздуваются в том числе и благодаря высокой инфляции. Задача снизить рост цен в среднесрочной перспективе на потребительском рынке до 4–6 процентов в год — трудновыполнимая. Если мы хотим иметь инфляцию на таком уровне, то рост расходов бюджета следует ограничить 10–12 процентами, а не 16–17 процентами в год.

Использована информация сайтов: www.edinros.ru; www.expert.ru; www.finam.ru; www.gazeta.ru; www.government.ru; www.gzt.ru; www.izvestia.ru; www.kremlin.ru; www1.minfin.ru; www.ng.ru; www.rbc.ru.