Директор-Инфо №10'2006
Директор-Инфо №10'2006
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

АРТ-новости

Материал подготовил Владимир Богданов

Илья Болотовский: инвестиции в живопись

Два месяца назад Forbes Collector, американский вестник для коллекционеров и инвесторов (www.forbes.com/collector), опубликовал обзор «Недооцененные художники американской абстракции» (Hidden Gems of American Abstraction).

Традиционно цель рубрики «Выбор кураторов» — обратить внимание коллекционеров на творчество состоявшихся художников, чей вклад в историю живописи значителен, но при этом цены на работы еще остаются доступными для широкого круга покупателей. По сути, специалисты указывают на авторов, для работ которых сохраняется существенный потенциал ценового роста. Их картины, в отличие от полотен популярных художников, способны резко вырасти в цене — в разы, а не на обычные 10-15 %.

Наряду с другими представителями американской абстракции, в список рубрики «Выбор кураторов» вошел и Илья Юльевич Болотовский (Ilya Bolotowsky, 1907–1981), американский художник российского происхождения, живописец, скульптор, педагог, режиссер, драматург, писатель. В США его творчество и художественные находки изучают студенты университетов, работы находятся в экспозициях ведущих музеев. Его имя упоминается в одном ряду с Марком Ротко, Дэвидом Смитом, Питом Мондрианом, цены на произведения которых порой измеряются десятками миллионов долларов.

Илья Болотовский родился в 1907 году в Санкт-Петербурге в семье адвоката и художницы. Обычный для того времени разворот: революция — Константинополь — эмиграция в США в 1923 году. Семья поселилась в Нью-Йорке, где Болотовский поступил в Национальную академию дизайна. В период учебы он стал участником «Группы десяти» (The Ten), молодых бунтарей с независимой позицией в творчестве — в противовес курсу академии.

Уже в начале тридцатых годов прошлого века Болотовский стал заметен в художественных кругах. Впрочем, для абстрактных художников это было несчастливое время. Великая Депрессия 1929–1933 года не способствовала расцвету искусств. Бизнес занимался выживанием, а не оценкой новых творческих находок.

В 1936 году Болотовский вместе с голландцем Питом Мондрианом, Эдом Рейнхардтом и Джорджем Моррисом вошел в число основателей группы «Американские Абстрактные Художники». По разным сведениям, уже тогда Болотовский начал развивать геометрическую абстракцию, а под влиянием Мондриана вел поиски в направлении, которое позже стали называть нео-пластицизмом. Специалисты считают, что в работах 1930-х годов чувствуется также влияние идей Ханса Арпа и Жоана Миро. Группу заметили, Болотовскому даже удалось получить первый государственный заказ на создание едва ли не первой в стране масштабной абстрактной настенной росписи здания в Бруклине. Декоративная часть абстракции понравилась государственным заказчикам — универсально, красиво, без идеологического подтекста. Последовали новые заказы, но тут опять вмешались обстоятельства. Началась война, и чиновникам стало не до красоты, многие проекты оформления больниц и учреждений были заморожены. К некоторым из них Болотовский вернулся лишь в конце 1970-х, будучи уже пожилым человеком.

Считается, что окончательно свою магистральную тему художник нашел в 1947 году, когда появились его фирменные холсты с композиционными границами необычной формы — ромбами, овалами, многоугольниками. Эти идеи художник будет развивать в своем творчестве еще почти три десятилетия. И именно на этот пласт его творчества, на необычные геометрические композиции специалисты рекомендуют коллекционерам и инвесторам обратить особое внимание. В 1950-е — 1960-е годы уже профессор Болотовский активно преподавал в американских университетах и колледжах. В 1960-е годы геометрическую абстракцию художник распространил и на трехмерные объекты, на скульптуры (обычно в форме колонны с прямоугольным сечением).

Неожиданная трагическая смерть Ильи Болотовского в 1981 году потрясла художественные круги Манхэттена. Пожилой художник по неосторожности шагнул в пустую шахту лифта с механическими дверями, когда кабина стояла на первом этаже. В студии остался незаконченный угольный рисунок. Популяризацией наследия художника занимается его сын Андрей.

Сегодня в рыночном обороте находится довольно большое количество работ Болотовского. Они нередко появляются на мировых аукционах и широко представлены в галереях. В частности, их можно найти в Gary Snider Fine Art (http://www.modernamericanart.com), ACA Galleries (www.acagalleries.com), Weber Fine Art и других галереях, список которых можно посмотреть на www.artnet.com. Если судить по аукционной статистике, то фактический «старт» для живописных композиций Болотовского составляет 15 тысяч долларов. Столько иногда стоили даже ценные круговые композиции конца 1950-х. Впрочем, пока установить четкую зависимость цены от композиции, периода и техники в рамках существующей аукционной статистики artprice.com не представляется возможным. Эксперты Forbes Collector осторожно определяют существующий ценовой диапазон произведений Болотовского как 20–100 тысяч долларов (вероятно, владея дополнительной информацией о галерейных продажах). Значительно дешевле стоит графика. Так, небольшие гуаши (размером с обычный лист писчей бумаги) продавались на аукционах в пределах 2 тысяч долларов. Цены на скульптуры тоже вполне реальные: например, в прошлом году на Christie’s колонна без названия высотой 2,12 м была продана за 15 тысяч долларов, без учета комиссии. Цены на галерейном рынке, скорее всего, выше аукционных.

У российского инвестора творчество Ильи Болотовского может вызывать повышенный интерес. Тут присутствует редкое сочетание целого ряда факторов, способствующих коммерческому успеху на нашем рынке: российского происхождения художника, привитой еще русским авангардом культуры восприятия геометрической абстракции, известности на Западе, рекомендации кураторов, опубликованной истории продаж, относительной ликвидности, широкой доступности произведений (есть выбор) и, наконец, относительно невысокой цены «входного билета» (даже работы шестидесятников сегодня, как правило, стоят дороже). Словом, целый ряд факторов формально указывает на то, что цены на работы Болотовского могут находиться в начальной точке роста. Впрочем, порой и столь интересные сочетания не гарантируют быстрого успеха инвестиций.

Источники: www.forbes.com/collector, www.artprice.com, www.artnet.com, www.askart.com

Страдивари на Sotheby’s

Скрипка Hummer работы Антонио Страдивари (1644–1737) установила аукционный рекорд цены для музыкальных инструментов на аукционе Christie’s. Неизвестный покупатель приобрел инструмент, созданный в 1707 году, за 3,54 миллиона долларов. Скрипка носит имя шведского ювелира Кристиана Хаммера, который когда-то был ее владельцем.

Предыдущий ценовой рекорд принадлежал скрипке Страдивари Lady Tennant, выполненной в 1699 году. В апреле 2005 года опять же на Christie’s за нее отдали 2,03 миллиона долларов. По состоянию на сегодняшний день на третье место по стоимости переместилась скрипка Страдивари The Kreutzer (1,58 миллиона долларов, Christie’s, 1998), выполненная в 1727 году. Скрипка когда-то принадлежала музыканту Рудольфу Крейцеру, которому Бетховен посвятил одноименную сонату.

Крайне высоко ценятся и инструменты других мастеров, современников Страдивари, — Гварнери и Амати.

Мастер из Кремоны за всю жизнь создал около 1 100 скрипок. За три века до наших дней дошло около 650 инструментов. Выше всего ценятся инструменты, созданные после 1700 года; более ранние произведения уступают им в цене при прочих равных условиях.

Владельцы скрипок Страдивари далеко не всегда запирают их в сейфы. Есть развитая международная практика, когда право играть на инструменте экстра-класса предоставляется лучшим музыкантам, победителям конкурсов и молодым дарованиям. Скрипки Страдивари есть и в российской Госколлекции уникальных инструментов. По сведениям информагентств, на скрипке Страдивари играет, например, известный музыкант Вадим Репин. Скрипку Ruby (1708) ему предоставляет Общество Страдивари в Чикаго (The Stradivari Society), частная организация, которая приобретает редкие инструменты и передает их во временное пользование одаренным музыкантам. Известно, что в ее коллекции есть инструменты «золотого периода» Страдивари (созданные после 1700 года), стоимость которых оценивается в 6 миллионов долларов за инструмент. Только их не продают.

Интересно, что до недавних пор самым дорогим музыкальным инструментом считалось фортепиано Steinway Model «Z», проданное в октябре 2000 года за 2,08 миллиона долларов. Речь идет о бывшем инструменте Джона Леннона. В свое время Леннон говорил, что именно за этим «Стейнвеем» он написал знаменитую Imagine. На поверхности инструмента остались даже следы, прожженные сигаретами экс-битла. Редкий случай, когда известно имя покупателя, — им стал певец Джордж Майкл.