Директор-Инфо №18'2005
Директор-Инфо №18'2005
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Страна ждала. Ждала победы…

Материал подготовил Анатолий Панков

Футбол в России — больше, чем футбол. Это давно уже стало аксиомой. В него играют миллионы. Его смотрят на стадионах и на телеэкранах все — от домохозяек до президента страны. Громкие победы — всеобщий праздник. Поражения, особенно крупные, национальной сборной и ведущих клубов рассматриваются как позор страны, как проигранные битвы. Футбол?— нескончаемая война: талантов ее полководцев, стратегий, экономики всей страны и отдельных регионов, капиталов. А в мире капитала — свои правила игры.

Виктор Озеров, председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности:

День, когда ЦСКА завоевал Кубок УЕФА, надо назвать Днем российского футбола и отмечать этот праздник ежегодно. Эта победа историческая. Сейчас для России любой успех на международной арене, в том числе и спортивный, будет способствовать росту авторитета государства, вселять в людей уверенность, что Россия может и будет завоевывать победы. Кроме того, победа ЦСКА будет способствовать массовости футбола в России.

«Известия»:

Еще накануне исторического матча ЦСКА со «Спортингом» было много разговоров о том, что для измотанной бесконечными неудачами России эта победа гораздо важнее, чем для более-менее благополучных португальцев. В итоге фортуна нам наконец улыбнулась, и теперь самое время приглушить радостные вопли и попытаться сосчитать дивиденды, которые достанутся нам в результате великой победы. Всплеск патриотических чувств, рост популярности спорта среди детей — важный, но в ближайшей перспективе плохо осязаемый итог. К счастью, лиссабонское чудо принесет нам и менее банальные плоды. Пять лет назад тот же самый Кубок УЕФА выиграла другая золушка европейского футбола — стамбульский «Галатасарай». Сказать, что турецкий чемпионат после этого вошел в когорту самых уважаемых в Старом Свете или что после этого на берега Босфора рекой хлынули футбольные инвестиции, будет, наверное, очень большой натяжкой. Тем не менее взлет «Галатасарая» не прошел бесследно — Турция перестала быть «черной дырой» и страной-изгоем на карте европейского футбола. Иностранные футболисты и тренеры с большой охотой стали заключать контракты с турецкими клубами, а некоторые местные игроки и специалисты сумели найти хорошую работу на Западе.

Сам факт дерзкого восхождения, которое на глазах у миллионов болельщиков совершил не самый везучий специалист вместе с не самым умелым и не самым богатым клубом, на сегодня — главный бонус нашего спорта. Гораздо важнее рейтинговых очков и миллионов долларов призовых.

Александр Ильин, обозреватель:

Выиграв Кубок УЕФА, ЦСКА сделал то, что не удавалось ни одному представителю отечественного футбола не только в его российской, но даже в советской истории. А для российской команды это вообще первый подобный успех. Три Кубка кубков, выигранные в 1975, 1981 и 1986 годах, — заслуга киевского и тбилисского «Динамо». Впрочем, победа ЦСКА носит интернациональный характер. Вместе с россиянами ее ковали бразильцы Даниэль Карвалью и Вагнер Лав, босниец Элвер Рахимич, хорват Ивица Олич, литовец Дейвидас Шемберас, серб Милош Красич, нигериец Чиди Одиа... ЦСКА снял проклятие «Жозе Алваладе», на котором в октябре прошлого года сборная России потерпела унизительное поражение от Португалии со счетом 1:7.

The Times:

В советские времена ЦСКА (Москва) часто обвиняли в том, что этот клуб снимал сливки, отбирая самых талантливых игроков по всей стране, как это делают крупные клубы на Западе. Вот только в отличие от «Манчестер Юнайтед» и «Реал Мадрид», которые по крайней мере оплачивали расходы за перевод, ЦСКА просто забирал их себе. А так как руководила ЦСКА Красная армия, она пользовалась воинским призывом. То, что все игроки были любителями — профессионалы в спорте считались капиталистическим злом, — приносило ЦСКА дополнительный бонус в виде отсутствия необходимости платить футболистам. Сейчас все изменилось, но только до определенной степени. ЦСКА все еще снимает сливки вместо того, чтобы воспитывать собственные кадры, только теперь они делают это за рубежом. Сейчас в команду входят игроки из 13 стран, и только три игрока из команды выращены на родине. И халява тоже закончилась. Игроки, такие как Вагнер Лав, Ивица Олич, Даниэль Карвалью, стоят немалых денег. На смену влиянию Красной армии пришло могущество олигархов, которые выделяют клубу денежные средства.

Самый известный из них, конечно, Роман Абрамович, которому принадлежит «Челси». Используя все те же старые методы, он реформировал свой клуб. Одна из компаний, в которой ему принадлежит контрольный пакет акций, «Сибнефть» стала спонсором ЦСКА. «Сибнефть» подписала трехгодичный контракт на 54 миллиона долларов с ЦСКА. Какая бы логика ни стояла за этой спонсорской щедростью и чем бы ни руководствовались те, кто стоял за этим решением, все это изменило ЦСКА так же, как явление Абрамовича изменило «Челси».

Президент клуба Евгений Гинер за прошедшие восемь месяцев купил десять игроков в самых разных точках мира. Вагнер Лав — из Бразилии, из Рио. Он даже не скрывает, что ЦСКА для него — трамплин на пути к более крупному клубу в Англии, Испании или Италии. Олич родом из менее славного города — Славонский Брод в Хорватии… И это — основная опасность, с которой ЦСКА придется справиться. Если иностранные звезды будут успешны и получат возможность зарабатывать те же деньги в другом месте, они могут уйти.

Frankfurter Allgemeine:

Какое значение российское министерство обороны имеет для клуба, неясно, но 24,9 % акций акционерного общества ЦСКА — это не пустяки. Остальные акции распределяются между Blue Castle Entertainment (49 %) и АВО «Капитал» (26,1 %). За Blue Castle стоят иностранные фирмы. Влияние Абрамовича можно распознать и по тому, считают некоторые, что один очень хороший игрок перешел из ЦСКА в «Челси». Теперь высказываются опасения, что впредь «Челси» нещадно будет брать из Москвы то, что дорого и качественно. Ведь у Абрамовича в груди одно сердце, и оно принадлежит «Челси».

При покупке иностранных игроков роль играют не только деньги. В России действует правило, что одновременно на поле могут присутствовать пять иностранных игроков на каждую команду. На игру можно зарегистрировать восемь иностранцев. Однако тот из иностранных футболистов, кто у себя на родине более десяти раз играл за национальную сборную, в России не считается иностранным игроком. Этот хитрый стимул для клубов — приобретать настоящих звезд — призван поднять качество российского футбола.

Но двигать клуб вперед будут не только иностранцы. ЦСКА является одним из немногих российских клубов, которые кое-что делают и для подрастающего поколения. Наиболее стабильными элементами команды считаются молодой вратарь Игорь Акинфеев, а также оборона во главе с капитаном Игорем Игнашевичем.

Евгений Швидлер, президент компании «Сибнефть»:

Победа ЦСКА — не просто успех клуба, это общая, объединяющая победа российского спорта, которая вызывает особое чувство гордости. Ее значение выходит за границы отдельного турнира, оказывает самое позитивное влияние на имидж всей страны. «Сибнефть» продолжит самое тесное сотрудничество с футбольным клубом ЦСКА, делая все возможное для дальнейших побед клуба.

The Sun:

Владелец лондонского «Челси» российский предприниматель Роман Абрамович тратит на содержание своего клуба 1,02 миллиона фунтов стерлингов в день. За 670 дней, которые Абрамович является хозяином команды английской премьер-лиги, он раскошелился на 683,4 миллиона фунтов стерлингов. Из них 140 миллионов были потрачены на приобретение клуба у бывшего владельца, 213 — на покупку и продажу игроков и 215 — на выплату заработной платы футболистам и служащим «Челси». Еще 115,4 миллиона фунтов стерлингов были предоставлены клубу в качестве беспроцентного кредита…

Daily Telegraph:

Увеличивающиеся неизбежные различия между «Челси», с одной стороны, и «Манчестер Юнайтед» и «Арсеналом» — с другой, имеют определенную подоплеку: все приключения «Челси» закончатся, как только Абрамович выйдет за дверь. Два последних клуба — примеры платежеспособного успешного бизнеса. «Челси» же в прошлом году потерял 83 миллиона фунтов — рекордная сумма для британского клуба.

Брюс Бак, президент и обладатель одной акции клуба «Челси»:

Я не вижу, зачем Роману Абрамовичу продавать клуб. Если бы он намеревался выиграть европейский кубок и исчезнуть, он не потратил бы 25 миллионов фунтов на тренировочную площадку, которую построят только через два с половиной года. Он собирается остаться в «Челси» надолго. Россиянина надо рассматривать как силу добра для английской игры.

Мы признаем, что 250 миллионов фунтов — большие деньги, но мы наверстываем упущенное. Посмотрите, сколько потратили в последнее десятилетие «Манчестер Юнайтед», «Арсенал», «Ньюкасл» и «Ливерпуль», и сравните это с нашими расходами прошедших лет. На круг везде одно и то же. Деньги лишними не бывают, но они не помогают забивать с большого расстояния. Ответ в том, чтобы создать свою академию, вырастить молодых игроков, и это входит в наши намерения. Помимо прочего, мы изменили бизнес-модель, привлекли спонсоров, сменили компанию, поставляющую инвентарь, руководство, структуру. Мы мечтаем через 10 лет стать лучшим международным клубом на всех уровнях. В футболе, в бизнесе, в обществе, во всем.

Зоя Столяр, аналитик:

Футбол сегодня — это симбиоз бизнеса, спорта и развлекательной инфраструктуры, в котором крутятся миллиарды долларов. Подсчетом денег, заработанных богатейшими клубами мира, занимается известная консалтинговая компания Deloitte & Touche (в опубликованный ею рейтинг не вошли клубы Центральной и Восточной Европы). По ее данным, самой преуспевающей командой в сфере футбольного бизнеса является «Манчестер Юнайтед». Англичане по доходам значительно оторвались от испанских, итальянских и немецких клубов.

Основа финансовых успехов первых 15 клубов — это финансовая поддержка со стороны огромной армии болельщиков («Манчестер Юнайтед» имеет 200 фан-клубов по всему миру с постоянным количеством их членов 150 тысяч человек, общее количество болельщиков — более 1 миллиона, а мюнхенская «Бавария» организовала 1600 фан-клубов с вовлечением в них 75 тысяч человек), рекордные доходы от продажи прав на трансляцию, реализация футбольной символики в пределах страны и за рубежом, выпуск ценных бумаг, обращающихся на фондовом рынке, заключение спонсорских контрактов с ведущими фирмами по производству спортивной одежды и обуви, а также партнерских соглашений с другими богатейшими нефутбольными клубами мира. Так, «МЮ» стал инициатором заключения трансконтинентальной сделки с американским бейсбольным клубом New York Yankees с целью осуществления единой маркетинговой и спонсорской политики (стоимость сделки оценивается в три миллиарда долларов). И конечно, футбольные клубы немало зарабатывают на продаже билетов, но это не является первостепенной статьей извлечения доходов, к примеру, для «МЮ» или «Баварии». А вот для каталонской «Барселоны» и мадридского «Реала» реализация билетов, наоборот (как правило, средняя посещаемость составляет 70–80 тысяч зрителей), — это значительный источник, питающий двух грандов испанского футбола. Кстати, «Реал» и «Барселона» имеют одни из наибольших армий болельщиков (соответственно 3,0 и 1,5 миллиона человек).

Роман Трушечкин, обозреватель:

Американский предприниматель Малкольм Глейзер потратил 790 миллионов фунтов стерлингов (около 1,47 миллиарда долларов) на приобретение 28,7%-ного пакета акций английского футбольного клуба «Манчестер Юнайтед», увеличив свою долю в акционерном капитале до 70 %. В ближайших планах американца — покупка оставшихся клубных акций, чему отчаянно сопротивляются организованные группы болельщиков. «Глейзер — не Абрамович, — заявил вице-президент компании «Объединенные акционеры», владеющей 17 процентами акций «Манчестера», Оливер Хьюстон. — Различие между ними в том, что этот человек не заявился сюда с портфелем, набитым наличностью. На самом деле Глейзер хочет, чтобы эту сделку оплатили мы, болельщики клуба, и для этого он поднимет цены на билеты и товары с клубной атрибутикой».

Василий Уткин, обозреватель:

Благополучие ЦСКА как клуба зиждется не на Вагнере. На Вагнере и, в частности, на способности потратить десять миллионов долларов благополучие это проявляется; но стоит оно на двух китах — личном состоянии Евгения Гинера и рекламном контракте с «Сибнефтью». Продажа Ярошика и Семака означает приход в клубную кассу более чем десяти миллионов евро. История с Вагнером в этом смысле стоит особняком. Его, в общем, понять можно: до приезда в нашу страну он играл за сборную Бразилии. Хуже играть он вроде бы не стал, а звать в национальную команду перестали — кому такое понравится? Впрочем, это частное его дело. Что действительно интересно, так это перспективы южноамериканского рынка игроков в России. Собственно, именно в этом и есть главный подтекст истории с Вагнером. Российские клубы — в перспективе, причем ближайшей, — новый, щедрый, заинтересованный игрок на латиноамериканской трансферной арене.

La Nacion:

Аргентинские футбольные клубы на продаже футболистов за границу за последние десять лет заработали 700 миллионов долларов. Основной поток аргентинского футбольного экспорта выпал на Испанию: на нее приходится 25 % покупок футболистов от общего количества. На второе место вышла Мексика с 15 %. На Италию пришлось 12,5 % аргентинских футболистов, на Францию — 7,5 %, на Чили — 7 %.

Среди клубов, игроки которого чаще остальных пользуются спросом за пределами Аргентины, лидирует «Ривер Плейт». За последнее десятилетие он наторговал на 200,5 миллиона долларов. Его традиционный соперник «Бока Хуниорс» получил меньше почти на 50 миллионов. Третье место среди клубов занимает «Велес Сарсфельд» со скромными 46 миллионами. Последним многомиллионным трансфером «Ривер Плейта» был нападающий Фернандо Кавенаги, проданный московскому «Спартаку» за 11,5 миллиона долларов.

Роман Вагин, обозреватель:

В свое время ЦСКА выиграл борьбу за Карвалью у нескольких итальянских и испанских клубов. В их числе — «Интер», «Рома», «Эспаньол». В ЦСКА он перешел за 4,2 миллиона долларов. Карвалью — самый высокооплачиваемый игрок ЦСКА. Он получает 1,2 миллиона долларов в год. Им сейчас интересуется «Реал», в своих рядах его мечтают видеть бразильские «Крузейро» и «Флуминенсе», ему расточают комплименты крупнейшие спортивные издания Европы… Отрадно, что у самого Карвалью от таких слов голова не кружится. «Я прежде всего должен отдать долги ЦСКА!» — откровенничает бразилец, намекая на провальный сезон-2004.

Валерий Газзаев, тренер ЦСКА:

Предложения от различных клубов еще до финала были у девяти игроков ЦСКА. Сейчас будет еще больше. Но после этой победы ЦСКА покинут один-два футболиста, не больше. Надеюсь, что с этой командой мы сыграем еще в одном финале — финале Лиги чемпионов.

«Предприниматель Петербурга»:

Сегодняшний петербургский «Зенит» отражает общую картину российского футбола: он стабильно убыточен, требует постоянных вливаний со стороны акционеров и демонстрирует неукротимую тенденцию к ежегодному увеличению бюджета. Однако по многим бизнес-показателям «Зениту» могут позавидовать другие ведущие российские клубы. В этом году бюджет «Зенита» должен составить порядка 23 миллионов долларов (в прошлом году было 18 миллионов). По словам генерального директора клуба Ильи Черкасова, около 8 % бюджета «Зенита» клуб зарабатывает сам — на билетах, клубной атрибутике и продаже прав на телетрансляции матчей. 8 % дохода представляют собой определенный прогресс: в последние годы собственные заработки «Зенита» не превышали 5 %. Почетная миссия оплаты остальных расходов клуба достается в основном двум главным акционерам ЗАО «ФК “Зенит”» — Банкирскому дому «Санкт-Петербург» (около 75 % акций) и «Газпрому» в лице «Лентрансгаза» (около 25 %).

Стоит отметить, что за четыре последних года (исключая провальный 2002-й) стоимость одного заработанного в чемпионате России очка для «Зенита» постоянно росла, то есть эффективность вложений снижалась. Причин тому может быть две: первая — ошибки менеджмента, вторая — футбол в России вообще постоянно дорожает.

С подорожанием футбола все понятно, а что касается менеджмента, то повод для серьезных упреков вряд ли есть. Далеко не самый богатый по российским клубным меркам «Зенит» два года назад первым решился на затратный эксперимент и пригласил в команду «импортного» тренера Властимила Петржелу. Чешский специалист за год поднял команду на второе место. По мнению председателя совета директоров клуба Давида Трактовенко, если «Зениту» удастся постоянно играть в еврокубках и попасть в Лигу чемпионов, он будет близок к бездефицитному бюджету (одно лишь попадание в групповой турнир приносит 2,5 миллиона швейцарских франков — около 2,1 миллиона долларов).

Еще один козырь зенитовских менеджеров — самая высокая среди российских клубов посещаемость домашних матчей. «Зенит» сегодня занимает первое место в России по продажам клубной атрибутики, демонстрируя еще один пример достаточно умелого менеджмента. Сама торговая марка «Зенит» пока используется в сугубо коммерческих целях не слишком активно. Лучше всех бренд использует Банкирский дом «Санкт-Петербург» в лице «Промстройбанка»: в «ПСБ» можно открыть карту «Зенит-VISA Electron ПСБ» с сине-бело-голубой символикой «Зенита». Открытие карты стоит 10 долларов, и половина этой суммы переводится футбольному клубу. В «ПСБ» же существует вклад с патриотичным названием «Наш Зенит», проценты с которого перечисляются на вышеупомянутую карту. В последнее время «Зенит» не слишком усердствует с продажей игроков, во всяком случае, лидеров клуб не продавал уже довольно давно. Так что трансферы для клуба сейчас скорее можно назвать статьей расхода, чем доходным бизнесом. Самой дорогой покупкой стал для «Зенита» его капитан, полузащитник Владислав Радимов: его переход из «Крыльев Советов» обошелся «Зениту» в 1,4 миллиона долларов.

Герман Ткаченко, президент ФК «Крылья Советов»:

Бюджет клуба на год составит 20 миллионов долларов.

Егор Титов, ФК «Спартак»:

Бюджет «Спартака» составляет не один десяток миллионов долларов. Поэтому мое мнение: у руля такой команды должен стоять бизнесмен. Я вообще за то, чтобы большой бизнес приходил в российский футбол, но только с одним условием: чтобы на первом месте был именно футбол, а не деньги. Если клубы и их владельцы будут привозить в Россию именитых игроков, улучшать инфраструктуру и создавать зрелище — это только плюс. Когда крупный бизнесмен Роман Абрамович приобрел «Челси», я был очень удивлен, почему он купил английский, а не российский клуб. Хотя там, наверное, какие-то экономические нюансы, о которых мне не известно, сыграли свою роль. Но то, что Абрамович вложил деньги в футбол, — уже само по себе здорово.

Жорж Мендеш, агент португальской диаспоры «Динамо»:

Российский футбол набирает силу, это очевидно. Вы можете себе представить, чтобы полгода назад Дерлей, игрок сильнейшего клуба Европы, приехал в Россию? А сейчас — пожалуйста! Российский рынок становится интересен. Сами футболисты понимают, что, заиграв у вас, они могут обратить на себя внимание любых клубов. Вплоть до «Челси», «Реала» или «Милана».

Сергей Микулик, обозреватель:

В двухнедельной паузе, предусмотренной чемпионатовским календарем, громче всех заявило о себе московское «Динамо», анонсировавшее подписание контрактов с игроками португальской сборной Манише и Коштиньей. Новообретения будут стоить клубу ровно 20 миллионов евро, из которых на долю Манише придется порядка трех четвертей выплат. Впервые об этом заговорили еще зимой, когда нынешняя португальская колония в «Динамо» только еще начинала формироваться. Но в то время такими цифрами клубная администрация еще не оперировала. Самое дорогостоящее из ранних приобретений — бразильца Дерлея — тянуло на восемь миллионов.

Константин Сарсания, эксперт:

Я просто в шоке! Отдать 20 миллионов евро за двух португальских полузащитников… Зачем эти игроки команде «Динамо», в которой уже есть аж 7 португальцев! Русских в команде столько на поле не выходит. «Динамо» покупает еще и грека Сейтаридиса за десять миллионов евро. Есть Фрешо, есть Менди. Теперь будет Сейтаридис…

Владимир Алешин, генеральный директор ФК «Торпедо»:

Далеко не всегда команды, благополучные в финансовом отношении, добиваются успеха: «Манчестер Юнайтед» живет ненамного хуже «Челси», а «Спартак» отнюдь не менее состоятелен, чем ЦСКА, «Крылья» или «Зенит». Что касается Александра Мамута, то его намерения относительно «Торпедо» в финансовом плане были несостоятельны. Я был бы рад за «Торпедо», если бы у него появился серьезный владелец, потому что я понимаю свои возможности и оцениваю их трезво.

United Press International:

Огромное количество граждан различных национальностей и государств на футбольном поле везде стало обычным делом. Французских, голландских и бразильских игроков можно найти в командах по всему миру. «Покупка» и «продажа» иностранных футболистов показывает, насколько маленьким стал мир с развитием технологий и транспорта. Для Франклина Фоэра, автора книги «Как футбол объясняет мир», футбол является также и символом глобализации. Со своими плюсами и минусами. «В конечном итоге государство-нация может оказаться одним из главных проигравших в результате глобализации, — считает Фоэр. — По мере того как нации и национальная принадлежность лишились своей сути, люди стали обращаться к другим давним способам самоидентификации».

На примере футбола можно также объяснить и то, как перетекают капиталы по миру. Например, несмотря на то, что бразильские игроки известны своими футбольными способностями, бразильские клубы в 1990-х годах испытывали финансовые трудности. Иностранные инвесторы, такие как Parmalat, инвестировали миллионы долларов на поддержку бразильских команд. Однако капитализм проиграл. Коррупция, существовавшая еще до притока инвестиций, только усилилась с приходом новых денег.

К положительным моментам можно отнести то, что международный футбол может объединить мир, то есть произойдет именно то, о чем говорят сторонники глобализации. ФИФА, эта «Организация Объединенных Наций» футбольного мира, имеет самое большое количество членов в мире — 205 государств. Это больше, чем количество членов ООН. Футбол приводит представителей противоборствующих стран на спортивную арену.

Использована информация сайтов: www.mk.ru; www.izvestia.ru; www.inosmi.ru; www.itar-tass.ru; www.gazeta.ru; www.gzt.ru; www.fc-dynamo.ru; www.finance.ua; www.newizv.ru; www.ppspb.ru; www.rian.ru; www.inopressa.ru; www.sovsport.ru.