Директор-Инфо №29'2003
Директор-Инфо №29'2003
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Офисный дизайн: как создать «лицо» компании

Надежда Русина

Не секрет, что среднестатистический предприниматель склонен обустраивать свой офис в соответствии с устоявшимися стереотипами. Все это сопровождается желанием максимально сэкономить: тоскливые бело-серые стены, дешевая мебель для сотрудников, стандартный кожаный гарнитур в приемной руководителя.

Интерьер в рамках скромного бюджета. Такое помещение вряд ли станет вторым домом для трудового коллектива, проводящего здесь большую часть жизни. И уж, конечно, никак не отражает специфику деятельности компании, ее особое назначение.

Непростую задачу — создание офиса, подходящего для фирмы стилистически и функционально, — безусловно, лучше доверить профессиональным архитекторам и дизайнерам. Данный рынок сегодня довольно обширен, и, чтобы устоять перед натиском дилетантов, нужно знать, как строится профессиональная работа.

С чего начать?

Считается, что знакомить архитектора с задачей лучше на самой ранней стадии, когда фирма только подыскивает для себя подходящий офис, выбирает район, оптимальную площадь и арендные ставки, узнает о наличии парковок и т.д. Инженер и архитектор дают оценку подобранным вариантам — делают предарендный анализ. Ведь требуется решить, стоит ли вообще снимать данное помещение, не придется ли съезжать через год–два, когда компания разрастется? Удастся ли оптимизировать функциональное зонирование? Подходит ли данный объект по уровню потребляемых мощностей? К примеру, банкам требуется очень много электроэнергии.

По мнению специалистов, среди наших бизнесменов заказывать такой анализ пока не принято. Зато на Западе эта услуга широко распространена: клиенты не хотят переплачивать за возможные ошибки.

Офисный дизайн диктуется функциональностью. На первый взгляд кажется, что все офисы одинаковы, но это не так. Тот же банк — это обязательное наличие оперативного зала, сейфовых комнат и в то же время ярко выраженных репрезентативных зон. Юридическим компаниям важно подчеркнуть стабильность и солидность, респектабельность и конфиденциальность. В таком офисе преобладает кабинетный стиль, иногда дизайнеры даже сооружают кабинки для телефонных переговоров; в отделке используются благородные деревянные панели. Крупные торговые компании в силу большого количества сотрудников и девиза «открытости» предполагают open space (открытое пространство). В этом случае персонал может работать в просторном зале, где устанавливаются мобильные перегородки.

В дизайне помещения обычно выделяют три основные стадии проектирования.

Архитектурная концепция. Она представляет собой план, в котором обозначены все рабочие места, вся мебель, все функциональные зоны. Концепция создается на основе программы–задания, подготовленной исполнителем и заказчиком.

Что должна учитывать концепция? На стадии проектирования в программе отражаются все основные и подсобные помещения: переговорные и рабочие комнаты, зоны входной группы (не менее 40 кв. м в большом офисе). Здесь могут быть библиотека, кухня, водительское помещение, coffee-point. Обязательно принимаются во внимание взаимосвязь между отделами, расположение кабинетов руководства, виды из окон, звукоизоляция, поток посетителей, зоны безопасности (зоны общения с клиентами следует отделить от рабочих). Компания должна оценить перспективы роста численности персонала на 5 лет вперед, чтобы не переезжать каждый год.

Стадия дизайн-проекта, или так называемый design development. Дает клиенту представление о таких вещах, как будущий облик офиса, предусматриваемые концепцией отделочные материалы. Большое внимание уделяется мебели. Срок выполнения дизайн-проекта обычно составляет 3–4 месяца от момента обращения до момента строительства. Сюда входит и время на все коррективы, замечания заказчика, возможные переделки. В принципе количество переделок каждым дизайн-бюро оговаривается отдельно, но, как правило, они включаются в стоимость контракта и порой могут длиться до бесконечности.

Любой конфликт с архитектором свидетельствует о том, что либо заказчик сам не знает, чего хочет, либо сторонам так и не удалось прийти к взаимопониманию. Чаще всего солидные архитектурные конторы, имеющие опыт работы с серьезными клиентами и не сомневающиеся в своем мастерстве, не выполняют для заказчика более трех проектов. Бесцельный труд целого штата специалистов невыгоден.

Заказчику следует четко высказывать свои пожелания еще и потому, что одновременно несколько дизайн-проектов архитекторы не делают: это сложный процесс, не сравнимый, допустим, с компьютерным дизайном. Более того, считается, что работа двух специалистов над одним проектом — явление неправильное и некорректное.

Обычно на данном этапе архитектор знакомит заказчика с предполагаемым бюджетом. Как правило, владелец офиса не готов сразу принять решение, экономить ему или полностью довериться дизайнеру. И цена вопроса немалая. Затраты на открытие нового офиса с учетом строительства, инженерных работ и архитектурных проектов могут достигать 10 тыс. долл. Формируется эта цифра исходя из следующих расценок: 600–1000 долл./кв. м — расходы на строительство, 40–60 долл./кв. м — архитектура и инженерия без управления проектом, 15–20 долл./кв. м — цена управления.

При помощи приема 3D-визуализации дизайнер представляет на суд заказчика планы полов с вариантами использования линолеума или ковра, а также потолка с подбором и спецификацией всех светильников. Обязательно оговариваются детали: будет ли применяться дерево, какую плитку положат в туалете, какой линолеум в подсобных помещениях. Если клиенту не понравятся какие-то отделочные материалы, за вносимые в проект изменения не потребуют дополнительной оплаты.

3D-изображение помогает представить офис с нескольких видовых точек, например вид от рецепции, вид от кабинета, вид из коридора и т.д. Обычно в контракте указывают число визуализаций, которые входят в стоимость. Чаще всего их шесть.

Для полноты восприятия изготавливаются «разрезы», все детали обстановки фотографируются, сканируются и компонуются в интерьере. В результате заказчик видит практически реальную фотографию своего будущего офиса. Рассмотрит не только все светильники, но и как лежит ковер и т.д.

На этом этапе изготавливается презентационный планшет из гипсокартона. На нем в форме кусочков и брикетов представлены все используемые материалы (ковер, плитка, дерево, линолеум). Кроме того, прилагаются изображения заказываемых светильников из каталогов.

Подготовка рабочей документации, чертежей для строительного подрядчика. Архитектор должен указать на бумаге каждую мелочь: сложные стыки, примыкания, даже самые незначительные детали и узлы. Здесь важно все, вплоть до крючка и узора раскладки кафеля в санузлах: где размещать матовую, а где глянцевую фактуру. Особое внимание уделяется таблице дверей, в которой указывают материал, цвет, фурнитуру, тип замка. Ну и, конечно, какая где дверь — правая или левая.

Отдельной, крайне важной составляющей офисного дизайна является инженерный проект. В него входит описание работы всех коммуникаций: вентиляции, кондиционирования, освещения, канализации, отопления, водоснабжения и т.д. Инженерным проектом также должно быть предусмотрено наличие стендов противопожарной безопасности и решеток на окнах.

Желательно, чтобы на начальном этапе еще до создания архитектурной концепции специалисты произвели обмер помещения. Важно знать, какова истинная высота потолка, ровный ли пол в будущем офисе, не дают ли крен несущие колонны. Хорошие архитекторы не доверяют старой документации, хранящейся у клиента, и используют исключительно собственноручно проверенные данные. Только так можно избежать проблем при строительстве.

Чем солиднее архитектурное бюро, тем больше услуг оно в состоянии предложить клиенту. Сегодня все чаще сами дизайнеры берут на себя управление проектом, курируют возникающие на стадии проектирования и строительства проблемы. Внимание уделяется всему: от согласования дизайн-проекта с различными инстанциями (санитарная служба, пожарная инспекция, районный архитектор) до перевозки мебели, когда приглашаются так называемые «муверы» — рабочие, ее передвигающие.

Нюансы дизайн-проекта

Важный этап дизайнерских работ — обмер мебели или инвентаризация. Если компания переезжает со своей мебелью, ту необходимо обмерить, вычертить и отобразить в плане. С учетом размеров станет докупаться и новая мебель: можно быть уверенным, что она точно войдет в двери будущего офиса.

Дизайнер обычно предлагает заказчику устроить тендер на закупку мебели. Архитектор и менеджер по управлению проектом рекомендуют кандидатуры достойных продавцов. Главное при выборе — это цена, качество и гармония мебели с интерьером офиса. Сегодня непререкаемым авторитетом и популярностью у дизайнеров пользуется продукция таких зарубежных фирм–производителей, как Beno, Concept и Office Solutions.

Как правило, помещение приобретает стильный и функциональный вид, если в его отделке присутствуют натуральные материалы: камень, дерево, стекло, металл. Впрочем, зачастую выбор обусловлен размером бюджета или требованиями пожарной безопасности. А вот пол, по мнению некоторых дизайнеров, рациональней и эффектней застилать ковровыми покрытиями. Паркет класть неэкономично, да и не везде он подойдет, а ламинат и линолеум выглядят не так солидно.

Что касается цветовых решений, тут многое зависит от наличия у фирмы корпоративных цветов и логотипа. Их стараются использовать в оформлении интерьера. Хотя, если у компании логотип, к примеру, синий с красным, совершенно необязательно красить стены в эти цвета. Достаточно расставить цветовые акценты. Ведь яркость, как раздражающий фактор, может утомлять сотрудников и отрицательно влиять на их работоспособность. В покраске же стен обычно используют теплые пастельные тона: так, от чисто белых лучше уйти в слегка желтые либо кремовые.

Яркие, пестрые детали, нестандартная цветовая отделка вполне уместны для компаний творческих: издательства, дизайн-бюро, рекламные агентства. Если в таких офисах отсутствует изюминка, свидетельствующая о профессиональном мастерстве коллектива, потенциальный клиент вряд ли захочет доверить ей уникальный проект. И мало кто решится оставить свои деньги в банке, где персонал сидит на убогой мебели, а оформление помещений выдержано в стилистике начала 90-х годов, эпохи зарождения офисного дизайна. Так ли уж солидно это учреждение, если ему не хватает денег на пристойный дизайн?

Определившись с цветовой гаммой, не забудьте про логотип: его изображение в офисе более чем желательно. Вполне допустимо разместить логотип из металла в зонах, с которых начинается знакомство с компанией, — в лифтовом холле и, конечно, на рецепции.

Правильное зонирование офисного пространства существенно влияет на имидж организации. Обязательно наличие репрезентативных зон, которые формируют у посетителя мнение о лице компании. Поэтому главная смысловая и стилистическая нагрузка лежит на зонах рецепции и ожидания. Не менее важны и переговорные: считается неправильным проводить переговоры непосредственно в кабинете менеджера или руководителя. В зависимости от специфики деятельности фирмы архитектор предусматривает создание в офисе VIP-переговорных.

При проектировании кабинетов руководства стоит учитывать, в каком интерьере топ-менеджерам комфортнее находиться и работать. Впрочем, не исключено, что они сами неоднократно дадут архитектору об этом знать: в отличие от Запада, где принято доверять профессионалам, наши директора постоянно вмешиваются в производственный процесс.

Совсем другой у отечественных предпринимателей и подход к обустройству своего кабинета. Западные компании (в том числе и работающие в России) ощутимо демократичнее, кабинеты руководства там более открыты. Так, в офисе, спланированном в стиле open space, место руководителя, как бы плавающее в открытом пространстве, часто выделяют перегородками, светом (например, концептуальными светильниками на шине). Наш же директор в гораздо большей степени озабочен вопросами иерархии, проблемой визуализации своего социального статуса.

Впрочем, на этапе окончания строительных и отделочных работ сам заказчик может переборщить с произвольным украшательством офиса и персональных кабинетов. И тут, чтобы не свести на нет старания архитектора, в дело вступает профессиональный декоратор.

«Начинка» интерьера

Обычно архитектурные бюро сдают заказчику проект с уже готовым решением по оформлению интерьера. Но бывают и исключения. Стадию работы с декораторами заказчик, как правило, пропускает. Для него главное — побыстрее въехать, разрешить все строительные проблемы. Тут уж не до декора. Вот и приходится владельцам впоследствии самостоятельно искать специалистов–декораторов.

Принято, что общий стиль будущего офиса разрабатывается дизайнером, а декоратор лишь вносит свои коррективы, расставляет акценты. Стилистическое решение в оформлении диктуется особенностями работы и бизнеса заказчика. В молодой компании, где и сотрудники преимущественно молоды, строгий классический стиль смотрится неестественно. Хотя главный принцип дизайна — функциональность и комфорт — будет соблюден. Но даже самый нейтральный и строгий офис нуждается в оживляющих деталях. Обычно к ним декораторы относят художественные произведения, озеленение, оригинальное декорирование окон.

Обычно помещения оформляются в соответствии с принципом наибольшей значимости. Первый класс — это кабинеты высшего руководства, а также зона рецепции; второй и третий — коридоры и остальные помещения. Как правило, в коридорах используют фотографии, а в кабинетах — ручную графику, живопись.

Довольно часто художественные произведения в офисе составляют коллекцию, которую собирает руководитель. Зачастую эта коллекция самодостаточна и потому может вписаться в любой интерьер. Посетитель понимает, что перед ним действительно высокохудожественные произведения, а компания в состоянии инвестировать средства в искусство. При этом не всегда стоит дополнительно освещать картины, ведь это не художественная галерея. Более того, в офисе произведение искусства само по себе выглядит ярко.

Если же среди владельцев офиса нет тонких ценителей прекрасного, декоратор сам подберет художественные произведения в соответствии с архитектурным и дизайнерским проектами интерьера. А иногда концепция зависит от специфики деятельности компании. Например, при оформлении офиса крупной международной адвокатской конторы за основу декора была взята следующая концепция: деятельность адвоката — это экономно расходуемое время и взаимодействие различных механизмов. Поэтому в интерьере переговорной комнаты появились работы известного фотографа с изображениями часов, их деталей. А так как адвокатская контора действительно имела вес во всем мире, подобранные фотографии тонко передавали аллюзии различных стран. Но не буквальные, такие как Эйфелева башня, а мимолетные: хвостик верблюда, маленькая пагода и т.д.

Особую теплоту любому помещению придает грамотное озеленение. И, конечно, речь идет не о скучном цветочке в горшочке. Заказчику предложат нестандартные решения, сложные композиции. Если даже потребуются горшки, то их закажут в художественных мастерских специально под конкретный интерьер.

Серьезно нужно относиться и к процессу оформления окон.

Производители и декораторы предлагают сегодня множество интересных вариантов: жалюзи вертикальные, горизонтальные, из ткани, выполненные по индивидуальному заказу — из ткани с шелкографией, ролики. Но считается, что традиционное решение «окно–жалюзи» уже выглядит несколько банально. В классическом интерьере, где жалюзи не смотрятся, не обойтись без изысканных штор.

При оформлении помещений декоратор может использовать любые детали, например найти выгодное расположение для собрания подарков компании, особенно если они действительно значимые.

Не все дизайнеры солидарны друг с другом относительно личных фото сотрудников. Кто-то считает, что корпоративный дух должен полностью завладеть коллективом и любое напоминание о семье неуместно. С другой стороны, человек проводит на работе большую часть своей жизни, и сложно запретить ему смотреть на фотографию любимого чада. Каждый имеет право на личный уголок, и дизайнеры этот факт признают. Выход: оформлять фото в общей стилистике офиса.

Заказчику может показаться, что, осилив этапы разработки архитектурной концепции и строительства, он сам в состоянии разобраться с декором помещений. Однако вряд ли подобная экономия уместна. Если уж хозяин решился на такое дорогостоящее мероприятие, как строительство стильного офиса с помощью архитектора, глупо останавливаться на полпути; оставлять голые стены в помещениях и приносить из дома кактус. Процесс обустройства должен быть доведен до конца. Ведь, что ни говори, профессиональный дизайн — это не роскошь, а одно из средств продвижения компании.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала компании ABD Limited и «Искусство в интерьере». Иллюстрации предоставлены компанией ABD Limited.