Директор-Инфо №34'2002
Директор-Инфо №34'2002
Поиск в архиве изданий
Разделы
О нас
Свежий номер
Наша аудитория
Реклама в журнале
Архив
Предложить тему
Рубрикатор








 

Банкротство кредитных организаций

Александр Молотников

Пожалуй, наиболее важная черта антикризисного управления банковскими учреждениями — стремление заинтересованных лиц не допустить ликвидации проблемной организации. И в первую очередь в этом заинтересованы клиенты банка. В противном случае вероятность возврата денежных средств будет равна нулю. Действующее законодательство предусматривает следующие меры по предупреждению банкротства кредитных организаций:

  • финансовое оздоровление;
  • назначение временной администрации по управлению кредитной организацией (далее — временная администрация);
  • реорганизация.

К этим мерам прибегают только в определенных законом случаях. Например, когда банк на протяжении предыдущих шести месяцев неоднократно не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на его корреспондентских счетах.

Финансовое оздоровление

Наиболее приемлемый вариант для клиента кредитной организации — проведение финансового оздоровления. Ведь в этом случае не происходит замены менеджмента компании, с которым у клиентов сложились неформальные отношения, помогающие оперативно решать возникающие проблемы. Наиболее часто применяются следующие меры финансового оздоровления:

  • оказание учредителями (участниками) кредитной организации или иными лицами финансовой помощи банку;
  • изменение структуры активов и структуры пассивов;
  • изменение организационной структуры.

Финансовая помощь

В этом случае особая роль отводится руководителю. Только от его умения договариваться зависит, стоит ли банку рассчитывать на благосклонность со стороны его фактических владельцев. Собственники бизнеса могут сделать дополнительные взносы в уставный капитал кредитной организации либо поручиться за нее при получении кредита. Кроме того, они вправе разместить на депозите в проблемном банке денежные средства, что по своей сути является прямым кредитованием.

Руководство банка может пойти и на переговоры с третьими лицами (не обязательно с клиентами). Разумеется, рассчитывать на бескорыстие незаинтересованных компаний нельзя. Поэтому кредитная организация обычно обещает своим потенциальным благодетелям, что в будущем они смогут получить льготные условия обслуживания.

На переговорах с кредиторами проблемные банки вправе попросить предоставления отсрочки и (или) рассрочки платежа. Если в качестве кредиторов выступают клиенты банка, им следует всесторонне проанализировать ситуацию, ведь зачастую от их решения может зависеть судьба кредитной организации.

Пример Председатель правления одного регионального банка обратился к своему клиенту, нефтеперерабатывающему заводу, с деловым предложением. Компанию попросили в течение трех месяцев не требовать с банка арендную плату за занимаемое им здание, которое принадлежало заводу. Взамен обещали заключить очень выгодный кредитный договор. За время отсрочки банк рассчитывал справиться с возникшими трудностями.

Руководство предприятия предложение отклонило и потребовало оплатить арендуемое помещение в срок, установленный договором.

К счастью для кредитной организации, ей удалось договориться о рассрочке платежа с одним из своих клиентов, что дало возможность преодолеть временные трудности.

Год спустя руководители нефтеперерабатывающего завода пожалели о том, что в свое время не помогли банку. Дело в том, что предприятие попало в круг интересов одной крупной нефтяной компании, которая начала активно скупать акции этого завода, в основной своей массе принадлежавшие физическим лицам. Менеджмент предприятия, контролировавший наиболее крупный пакет акций, попытался осуществить встречную скупку ценных бумаг, однако имевшиеся у него финансовые ресурсы не позволяли поддерживать цену приобретения одной акции на уровне сторонних инвесторов. Когда же обороняющиеся менеджеры обратились за помощью в уже упоминавшийся банк, им было отказано в предоставлении кредита, что и решило в конечном итоге исход корпоративной схватки за активы предприятия.

Изменение структуры активов и пассивов

Как правило, при этом сокращаются расходы кредитной организации, в том числе на обслуживание долга и на управление. Продаются активы, не приносящие дохода, а также активы, отказ от которых не помешает выполнению банковских операций. Кроме того, снижается размер и (или) удельный вес текущих и краткосрочных обязательств в общей структуре пассивов.

Изменение организационной структуры

В этой ситуации изменяется состав и численность сотрудников кредитной организации, модифицируется внутренняя структура банка, сокращаются и ликвидируются обособленные и иные структурные подразделения компании.

Особо необходимо отметить, что клиенты банка должны регулярно проводить мониторинг сведений об обслуживающей их кредитной организации. При этом, если начинает поступать информация, свидетельствующая о проведении мер финансового оздоровления, следует принять одну из следующих моделей поведения:

  • в случае недостатка сведений для составления полной картины о финансовом состоянии банка рациональнее не предпринимать каких-либо решительных действий, просто продолжать отслеживать информацию;
  • если имеющиеся данные позволяют говорить о временных трудностях кредитной организации, целесообразно принять активное участие в мероприятиях по «спасению банка», чтобы впоследствии получить возможность льготного кредитования, а также приобрести иные преференции;
  • при наличии признаков глубокого кризиса финансового учреждения вряд ли имеет смысл участвовать в его оздоровлении. Необходимо как можно быстрее перевести финансовые потоки в другие кредитные организации и требовать возврата денежных средств, находящихся на депозите. Чем скорее будут предприняты эти шаги, тем больше шансов вернуть свои деньги. В случае начала процедуры банкротства это будет крайне затруднительно.

Явным свидетельством неблагополучия банка является отзыв банковской лицензии.

Отзыв банковской лицензии сильнее всего отражается на клиентах кредитной организации, ведь она теряет право проводить операции с их средствами клиентов. При этом банк лишается возможности заниматься деятельностью, являющейся для него основным источником получения прибыли. В связи с этим он уже не вправе:

  • привлекать во вклады денежные средства юридических и физических лиц;
  • размещать указанные средства от своего имени и за свой счет на условиях срочности, возвратности, платности;
  • открывать и вести банковские счета юридических и физических лиц;
  • осуществлять расчеты по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
  • инкассировать денежные средства, векселя, платежные и расчетные документы, осуществлять кассовое обслуживание юридических и физических лиц.

Назначение временной администрации

На первый взгляд, назначение временной администрации говорит о том, что клиентам банка будет достаточно сложно вернуть свои деньги. Однако так бывает не всегда. Действительно, вмешательство государства в процесс управления банком свидетельствует, что он испытывает серьезные трудности, но зачастую вернуть деньги кредиторов банка реально только при помощи подобных мер.

Обычно руководителем временной администрации становится один из служащих Банка России. Однако следует помнить, что Центробанк не будет вкладывать свои средства в проблемные банковские учреждения. Для этих целей существует специальная структура, заявившая о себе в период банковского кризиса 1998 г.

Как показывает опыт четырех посткризисных лет, юридическим лицам, являющимся кредиторами проблемных банков, намного выгоднее, чтобы кредитная организация не проходила через все процедуры банкротства, а попала под управление специальной структуры — Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО, www.arko.ru).

АРКО занимается вопросами урегулирования задолженности социально значимых банков, попавших в тяжелую полосу, и, по возможности, проводит их финансовое оздоровление, а затем продажу заинтересованному инвестору.

На помощь агентства могут рассчитывать не все банки, а только те, которые соответствуют определенным условиям, что подтверждает их значимость для отечественной экономики.

В частности, кредитная организация в течение шести месяцев до того момента, когда Банк России предложит передать ее под управление АРКО, должна:

  • иметь долю вкладов граждан не менее 1% от объемов всех вкладов физических лиц в кредитных организациях Российской Федерации;
  • иметь долю активов не менее 1% от объемов всех активов кредитных организаций Российской Федерации в виде предоставленных юридическим лицам кредитов (займов), за исключением кредитов (займов), выданных кредитным организациям;
  • иметь долю вкладов граждан не менее 20% от объемов всех вкладов физических лиц в кредитных организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;
  • иметь долю активов не менее 20% от объемов всех активов кредитных организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

РЕОРГАНИЗАЦИЯ

Данная мера предупреждения банкротства применяется редко. Она может быть использована только по требованию Банка России.

Реорганизация кредитной организации в качестве меры финансового оздоровления банка крайне выгодна именно его кредиторам и клиентам. Следует отметить, что при таком условии реорганизация может осуществляться только в форме слияния или присоединения. В первом случае проблемный банк, объединяясь с другим, крепко стоящим на ногах банком, создает новую кредитную организацию, к которой и переходят все его долги.

В другом же варианте банк просто-напросто присоединяется к одному из своих конкурентов, организационно растворяясь в его внутренней структуре.

Разумеется, слияние и присоединение целесообразно лишь в том случае, когда у другого банка имеется достаточно финансовых средств для погашения задолженности проблемной организации. При этом не следует считать, что новоявленный инвестор будет действовать себе во вред — наоборот, впоследствии он сможет вернуть средства, затраченные на реорганизационные процедуры. Дело в том, что у проблемного банка, возможно, есть разветвленная филиальная сеть, недвижимое имущество, а также широкий круг постоянных клиентов. Эти причины и могут привести к реорганизации предбанкротной кредитной организации.

Говоря о формах и способах финансового оздоровления, стоит упомянуть достаточно распространенную в мировой практике стратегию «бридж-банка», которая предполагает перевод ресурсной базы терпящего крах кредитного учреждения в специально созданный или стабильно развивающийся опорный банк. В основе этой стратегии лежит аксиома, подтвержденная практикой: активы работающей кредитной организации обладают большей стоимостью, чем активы проблемной. Создание бридж-банка преследует две основные цели. Во-первых, проведение расчетов с кредиторами проблемного банка. Во-вторых, сохранение и увеличение стоимости его активов с целью их дальнейшей реализации.

В современных условиях банкротство кредитной организации не может удовлетворить интересы всех кредиторов. Значит особый смысл приобретают механизмы финансового оздоровления банка. Разумеется, наиболее приемлемым вариантом было бы деятельное участие владельцев и менеджмента компании в этом процессе. Но зачастую они не в состоянии исправить сложившуюся ситуацию. Вот почему кредиторам банка более выгодно добиваться назначения временной администрации финансового учреждения, а не возбуждать дело о банкротстве.

Механизмы предупреждения банкротства

В вопросе предупреждения банкротства банков невозможно пройти мимо опыта Соединенных Штатов, где сосредоточены почти все известнейшие банки мира. Американцы придумали 5 методов предупреждения банкротства банков:

  • ограничение конкуренции в банковском бизнесе. Устанавливается высокая цена входа на рынок;
  • ограничение доходности банковских операций. Устанавливается верхний предел процентных ставок по депозитам, ограничиваются возможности размещать банковские активы в высокодоходные инструменты;
  • финансовая ответственность собственников банков. Закон предъявляет высокие требования к размеру уставного капитала банков с тем, чтобы заинтересовать их собственников в предотвращении потери денежных средств, вложенных в уставные капиталы;
  • финансовая ответственность государства. С проблемными банками работает государственный орган, участвующий в программе страхования депозитов (Федеральная корпорация страхования депозитов, FDIC), на котором лежит бремя денежных выплат вкладчикам обанкротившегося банка, поэтому FDIC заинтересована в своевременности предупредительных мер;
  • прямые государственные гарантии сохранения крупных банков. Выделение небольшой категории банков, «слишком крупных, чтобы обанкротиться» (выражение, впервые произнесенное в стенах американского Конгресса 19 сентября 1984 г.).

В России применяются методы ограничения конкуренции и создания финансовой заинтересованности для собственников. Установлен обязательный норматив минимального размера вновь создаваемой кредитной организации — 5 млн. евро (для небанковских кредитных организаций — в 10 раз меньше). Кроме того, ведение банковской деятельности с нарушением условий лицензирования и извлечением дохода в размере не менее 150 тыс. руб. может обернуться лишением свободы на срок до 7 лет с конфискацией имущества.

Особенно часто российское государство обращается к методу искусственного сдерживания доходности банковских операций. Налоговый кодекс «привязал» потолок процентов по депозитам граждан к ставки рефинансирования Центробанка. Предусмотрены формирование резерва на возможные потери по ссудам; обязательные нормативы максимального размера риска на одного заемщика, максимального размера привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения и т.д. По сути, на изобретение способов обхода установленных ограничений банки тратят примерно столько же времени, как и на сами банковские операции.

Основная надежда вкладчиков проблемного банка — все-таки его собственники. Законодатель мог бы помочь последним в деле спасения банков, если бы предоставил возможность быстро «замораживать» выплаты по вкладам. Ведь многие банкротства банковских учреждений происходят вследствие охватывающей вкладчиков паники. Теоретически единственный способ для собственника банка избежать негативных последствий паники вкладчиков — уже после ее начала обратиться в арбитражный суд с заявлением должника о признании кредитной организации банкротом, а впоследствии предложить кредиторам мировое соглашение. Однако такое обращение лишь усилит панику, и полученные банком (после подачи в суд заявления должника) требования вкладчиков попадут в разряд текущих, т.е. избегут моратория в период процедуры наблюдения и ухудшат его позицию на переговорах по поводу заключения мирового соглашения.

В общем, без поддержки Центробанка кредитную организацию не спасти. Но вот можно ли назвать помощью собственнику, например, приостановление полномочий исполнительных органов банка основанием для введения моратория?

Краткий обзор состояния законодательства свидетельствует о том, что действенных механизмов предупреждения банкротства банковских учреждений в России, по-видимому, нет.

Дмитрий Кошелев, АКБ «Тюменский городской банк» (ОАО), kodeam@mail.ru

Единственным ликвидатором банков, работающих на рынке частных вкладов, станет АРКО. Предполагается, что закон «О гарантировании возврата вкладов граждан в банках РФ» будет рассмотрен в ноябре 2002 г. на заседании российского Кабинета министров. В Госдуму согласно «Плану подготовки законопроектов на 2002 год» этот документ должен попасть лишь в декабре, и вполне вероятно, что он будет принят.

Кто будет банкротить другие банки, пока неизвестно. Однако представители финансовых органов власти сошлись на том, что этим должны заниматься юридические лица.

Агентство по реструктуризации кредитных организаций

Прежде чем принять банк под свое управление, АРКО изучает состояние дел. Это происходит в течение 90 дней, по истечении которых агентство либо отказывается принимать банк под свое управление, либо соглашается это сделать. Отказ может последовать и в том случае, если у агентства отсутствуют финансовые и организационные ресурсы для проведения оздоровительных процедур, а также при неэффективности возможных мер по оздоровлению финансового учреждения.

Если банк принимается под управление АРКО, не позднее 15 дней с момента наступления данного события публикуется соответствующее извещение в «Вестнике Банка России».

АРКО передаются полномочия по управлению банком, предоставляется ряд дополнительных прав. Например, право выходить в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными сделок, совершенных в течение 3 лет до дня принятия банка под управление агентства. Самый яркий пример подобной деятельности — судебные иски по сделкам, совершенным АКБ «СБС-АГРО», когда общая сумма удовлетворенных судами исков превысила несколько сот миллионов рублей.

Стратегия деятельности агентства по организации антикризисного управления и финансовому оздоровлению банка заключается в последовательном проведении работ по трем направлениям.

  • Реструктуризация обязательств перед кредиторами. Задача этого этапа — организация справедливых и прозрачных расчетов для всех групп кредиторов, определение совместно с кредиторами порядка и условий погашения долга в зависимости от наличия у банка активов, их стоимости и ликвидности. Как правило, для комплексного урегулирования задолженности применяется институт мировых соглашений законодательства о банкротстве, что предусмотрено Законом о реструктуризации кредитных организаций.
  • После выработки согласованной политики в вопросе погашения долгов осуществляется рекапитализация банка. На этапе перехода банка под управление АРКО уставный капитал списывается до реального значения собственных средств (при отрицательном значении капитала — до символической величины в 1 руб.). При принятии принципиального решения о дальнейших направлениях оздоровления банка его уставный капитал увеличивается до размера, необходимого для осуществления нормальной банковской деятельности (как правило, не менее 1 млн. евро). Первые два этапа относятся к так называемой финансовой реструктуризации.
  • Операционная реструктуризация подразумевает комплекс мер по реорганизации бизнеса банка, систем его управления, по повышению качества корпоративного управления.

В исключительных ситуациях агентство может выкупить активы банка. Эта схема применялась в проекте с одним московским банком, который выдал значительный долгосрочный кредит крупному мясокомбинату. Предприятие исправно возвращало деньги и платило проценты, но в период общего кризиса 1998 г. банку немедленно понадобились большие суммы денежных средств. Возникла дилемма: если потребовать срочного возврата кредита — рухнет комбинат, если же не сделать этого — обанкротится кредитная организация. По реальной цене продать этот актив на рынке в кризисный период было совершенно невозможно, он мог уйти только за бесценок. Агентство же выкупило данный кредит. В результате банк получил столь необходимые ему в период кризиса «живые» деньги, а комбинат не был доведен до банкротства.

Переход кредитной организации под управление АРКО приводит к различным последствиям. При этом наиболее важными являются следующие:

  • Банк России не применяет к финансовому учреждению меры ответственности за нарушение требований банковского надзора, а также не взыскивает в бесспорном порядке с кредитной организации сумму недовнесенных средств в обязательные резервы, депонируемые в Банке России, и не налагает штрафы за нарушение норматива обязательных резервов;
  • вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации по ее обязательствам, возникшим до момента перехода кредитной организации под управление агентства.

Однако действие моратория на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до момента принятия агентством решения о переходе кредитной организации под его управление. Долги, возникшие после перехода кредитной организации под управление агентства, подлежат исполнению кредитной организацией в полном объеме.

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации действует до 12 месяцев и может быть продлен агентством, но не более чем на шесть месяцев или вообще быть отмененным.